§8. В Московском авиационном институте прошла конференция Союза Молодёжи МАИ «Российский Космос: перспективы развития», на которой выступил эксперт, руководитель Департамента политического консалтинга Григорий ТРОФИМЧУК. После этого студенты и разработчики «ноу-хау» выразили желание, чтобы РАСПП стал регулярным участником их инновационных акций.
§8. В Московском авиационном институте прошла конференция Союза Молодёжи МАИ «Российский Космос: перспективы развития», на которой выступил эксперт, руководитель Департамента политического консалтинга Григорий ТРОФИМЧУК. После этого студенты и разработчики «ноу-хау» выразили желание, чтобы РАСПП стал регулярным участником их инновационных акций.
На форуме также выступили:
- Андрей ЮСУПОВ и Павел ШАРОВ (разработчики проекта лунохода Google Lunar X Prise),
- Марина ТЕРЕШКОВА (автор модели гоночного болида NASA Moonbuggy Race),
- Геннадий РОГОВ (представитель издательского холдинга «Журналист»),
- Александр МАТВЕЕНКО (ректор «Национального аэрокосмического университета»).
Инициаторы разработок отметили низкую степень заинтересованности отечественных производственных и промышленных структур в поддержке российских инноваций. В частности, Терешкова сообщила о «спонсорской помощи» Ассоциации РОСКОСМОС, которая состоит исключительно в информационном освещении некоторых мероприятий проекта лунного багги, для внедрения которого требуется не только абзац в газете, но и вполне конкретный титан.
Российские инноваторы заявили о том, что их исследования связаны с определёнными финансовыми инвестициями, но спонсоров для этого найти крайне сложно. Кроме того, научные группы нуждаются в самом необходимом: определённых марках металла и др. материалах, которые им негде достать.
Представитель Русско-Азиатского Союза Промышленников и Предпринимателей (РАСПП) подробно, в отличие от других докладчиков, остановился на главных практических вопросах, которые волнуют студентов, что вызвало оживление в аудитории.
Тезисы выступления Григория ТРОФИМЧУКА (Департамент политического консалтинга РАСПП) на Конференции Союза Молодёжи МАИ «Российский Космос: перспективы развития» (28.10.2010):
1. Хотел бы призвать докладчиков вернуться к основной теме нашего Форума – «Российский Космос: перспективы развития». К сожалению, о самом главном здесь было сказано слишком бегло и быстро. А глобальные проекты делаются без всякой спешки и суеты. Стратегические вещи появляются на свет исключительно в спокойном режиме, прошу это учесть.
2. Хотел бы также отметить, что если не будет необходимой энергетики в самом этом зале, в данной аудитории, то нам нельзя рассчитывать на прорыв в космос. Всё и всегда начинается с морально-психологической запитки. Если у присутствующих здесь студентов появится необходимый настрой, тогда об остальных технических деталях можно не беспокоиться, они будут развиваться сами собой, в автоматическом режиме. В этой связи отмечаю, что формат президиума, речей и докладов, выбранный организаторами, для такой прорывной темы не подходит. Даже сам интерьер помещения должен настраивать на какое-то движение вперёд. Вот у вас там, рядом с этим малым залом, находится спортивный зал – с какими-то металлическими конструкциями и оригинальной подсветкой самого помещения. Вот там и надо было проводить дискуссию. Но я в данном случае не организатор, поэтому могу только рекомендовать, на будущее. Как усилить всё без денег, которых у вас нет, на пустом месте.
3. Словосочетание «Освоение космоса» нам, россиянам, через 50 лет после полёта Гагарина слышать дико. К этому нас привёл провал в отечественной космической теме, который наблюдался как минимум на протяжении 80-90-х гг. прошлого века, вплоть до 2000-х. Как бы сегодня нам не пришлось опять начинать с «запуска первого человека в космос». Точнее, собаки.
4. Однако позитивный настрой всё-таки связан с тем, что необходимая для продвижения в космос динамика у российских студентов есть. Это самое главное, за деньги спонсоров такой настрой не купишь. Значит, скоро будут и результаты. Только студентов надо правильно ориентировать, говорить с ними на понятном языке и о конкретных вещах. Вспоминаю визуальную картинку с Международного форума «Селигер-2010»: студент-маёвец в шатре МАИ с авторской моделью беспилотника. Только представим себе на секунду: человек пёр этот самолёт сюда на себе, в метро и на общественном транспорте, самолёту в процессе обломали крылья, погнули трубы. И вот студент все-таки добрался до места назначения, и сейчас стоит и бережно выправляет нанесённый его самолётику урон, осторожно расправляет солнечные панели. Эту картину надо просто видеть. Если такие люди и безо всяких денег тащат российскую модернизацию на себе, то можно представить себе, на что они способны при минимальных государственных вложениях в российских студентов. Студентов, которые сейчас вынуждены унижаться по всем российским кабинетам, чтобы доказать на что они способны.
5. Здесь кто-то говорил о «пиаре». Возьмём эту тему шире: за студентов кто-то должен вести мощную, грамотную информационную кампанию. Сами они не должны заниматься этими, по сути, политическими, процессами – их дело разрабатывать инновационные продукты, делать то, что они умеют и любят.
6. Однако в чисто техническом плане студентов и учёных в целом необходимо точно ориентировать на реализацию конкретных идей. Невозможно сказать учёному: иди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что. Хотя у нас это, к сожалению, часто происходит, в рамках активирования модернизации. Учёный устроен так, что постоянно нуждается в точном ориентире: вы говорите ему, к примеру, что необходимо разработать принцип телепортации – и он пойдёт, и (я больше чем уверен) всё это сделает, и вам принесёт в готовом виде. Привезёт опять на метро. Этим всегда славились российские учёные.
7. У Терешковой, по поводу видеоролика о Moonbuggy, прозвучала фраза, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Я с точностью до наоборот перефразирую известную поговорку, и скажу, что в данном случае как раз лучше один раз правильно услышать. Если вы не смогли заинтересовать кого-то вашим продуктом на словах, то смотреть на него уже никто не пойдёт. Поэтому правильная подача того, что вами сделано, – это на первом этапе главное.
8. Руководители Российской Федерации – и президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин – постоянно требуют от специалистов амбиций. Хотел бы усилить эту эмоцию. Сейчас необходимы уже даже не амбиции, а здоровая агрессивность, чтобы вы могли превзойти своих западных конкурентов на психологическом уровне. Поэтому движение вперёд должно развиваться такими этапами: Активность – Амбиции – Агрессивность. Только здоровая, подчёркиваю, агрессивность поможет вам и России в целом вырваться на нужную высоту.
9. Именно так действуют ваши западные коллеги, американские студенты. Кстати – почему бы вам было не пригласить их на эту дискуссию? Если бы вы смогли доказать в научном споре, что вы первые – всё остальное было бы легче. Рекомендую сделать это уже в следующий раз, на очередном «Космодроме». Тогда и российскую прессу не надо было бы упрашивать, как всегда, явиться сюда – они сами бы осаждали МАИ и с упоением снимали все эти «звёздные войны».
10. Космос – главный претендент на статус российской Национальной Идеи. Космос заводит, запитывает любого адекватного, умного человека. Организм сам, каждой клеткой начинает вибрировать, реагируя на эту великую цель. Религия и всё остальное, что нам пытаются преподнести в этом качестве, не являются и не могут являться вдохновляющей национальной идеей.
11. Сам Глава Правительства РФ Владимир ПУТИН недавно заявил в интервью, что космическая тема, бескрайние просторы Вселенной являются для него предметом бесконечного человеческого интереса.
12. Кстати, вы знаете, что недавно студентки МГУ сделали почти порнографический календарь, где попытались продемонстрировать все свои места и преподнести этот «инновационный продукт» Путину. Вы должны учесть эту явную глупость, этот негативный опыт, увязав приятное с полезным. С максимальной пользой для себя. Думаю, что девушки МАИ не менее красивые, чем журналистки МГУ. Сделайте свой маёвский Календарь для Путина. Снимитесь там в современных скафандрах, в красивой технической униформе – и чтобы всё это было на фоне тех планет, которые вы собираетесь штурмовать. Марс – месяц март, Юпитер – июль, и так далее. Надо ковать железо, пока горячо, чтобы на плечах предыдущего чужого негатива реализовать свой собственный, полезный во всех отношениях проект. Уверен, что российская власть вам скажет за это спасибо. Тем более что в МАИ есть и своя типография. Подчёркиваю, что сама эта идея в рыночных условиях тоже чего-то стоит, но я вам её дарю в качестве одного из первых спонсоров.
13. По поводу Марса и экспедиции на Марс. Россия потеряет время и огромные средства, выделенные на его штурм, если не будет там первой. Уже сегодня надо просчитать: если мы туда не успеваем, то надо объявить о подготовке российской экспедиции сразу на Европу (планете, наиболее, теоретически, пригодной для пребывания там человека) или другой аналогичный объект. Тогда все западные затраты на марсианскую экспедицию заметно просядут, девальвируются в пропагандистском и, соответственно, научном и экономическом плане. И это ещё одна конкретная идея. Подчеркну, что вариант совместного, международного полёта на Марс (российский участник в составе смешанного коллектива) в пропагандистском плане почти ничего России не даст. Только запредельная стратегическая идея в чистом виде. Также замечу, что самое невероятное, по итогу, всегда оказывается на практике самым надёжным. Думаю, что студентам МАИ этого объяснять лишний раз не надо.
14. И ещё. Русским, российским инновационным продуктам надо давать и соответствующие короткие, ёмкие русские имена. Когда вы берёте для такого названия иностранное слово, то в этом есть прямая вторичность, подражание, а любая вторичность не несёт в себе первородной энергетики. Мы можем вспомнить, что в 80-е гг. на Западе крайне популярными были русские термины, и даже отдельные слова там в массовом порядке наносили на майки. Поймите, что как для нашего глаза в иностранном слове есть что-то необъяснимо магическое, точно так же и для них выглядит наше русское слово. Почему-то никто не учитывает этой важнейшей психологической детали. Представим себе, условно говоря, российский истребитель десятого поколения: но на хвосте у него нарисован не традиционный государственный флаг, а изображение древней раскопанной русской монеты – прямо с этой кривой окружностью, которая всем известна из школьных учебников. Внешнее сочетание супер-нового с супер-старым даёт мощный визуальный эффект. И всё это тоже имеет прямое отношение к так называемому «пиару».
15. Академик Матвеенко здесь говорил о «непрерывной подготовке» студентов. Представим себе, где сейчас находилась бы в космическом отношении Россия, если бы она развивала свой непрерывный космический цикл прямо от Гагарина – без этого провала, пролома, пробоя с середины 80-х гг. Мы бы сегодня не говорили снова о лунных тракторах, они бы давно уже ездили по Марсу, как само собой разумеется. А сегодня нам говорят (мы видели это в только что показанном нам ролике), что некий американский профессор предлагает широко внедрять в РФ лунные багги. Да это мы должны были наводнить Америку своими тракторами – как лунными, так и всеми остальными.
16. И, наконец, по спонсорам, которых, по словам разработчиков, им крайне не хватает. Спонсоры вкладывают свои частные – личные, заметим – средства только в то, что им покажется перспективным. Для того чтобы что-то показалось им перспективным, надо правильно эту идею подать и озвучить. На это способны не многие. И потом, спонсоры вообще не вкладывают деньги в идеи – они, прежде всего, вкладывают в конкретных людей, в которых читается перспектива, а уже потом в идеи, которые эти люди генерируют. Поэтому правильная международная и внутрироссийская подача вашего продукта решает всё. Думайте, как это сделать на практике и кого привлечь к совместной работе.
Также о форуме "Комосдром" на сайте РАСПП: http://www.raspp.ru/shares/events/ish_52010_konferenciya_rossijskij_kosmos_perspektivy_razvitiya/