Лидерство Азии в масштабе глобальной экономики уже давно не вызывает сомнений. При этом между ведущими странами континента также усиливается острая конкурентная борьба по всем показателям, для чего национальные правительства вводят всё новые льготы для своих производственных отраслей и компаний, чтобы помочь им закрепиться в верхней части официальных и негласных азиатских рейтингов. Любые барьеры, мешающие выбиться в региональные лидеры, мгновенно устраняются...
Лидерство Азии в масштабе глобальной экономики уже давно не вызывает сомнений. При этом между ведущими странами континента также усиливается острая конкурентная борьба по всем показателям, для чего национальные правительства вводят всё новые льготы для своих производственных отраслей и компаний, чтобы помочь им закрепиться в верхней части официальных и негласных азиатских рейтингов. Любые барьеры, мешающие выбиться в региональные лидеры, мгновенно устраняются.
В частности, одна из ведущих азиатских экономик – Филиппины – зафиксировала значительное отставание от соседей по причине неблагоприятной ситуации в государственной налоговой сфере, что повлияло на снижение конкурентоспособности страны, в сравнении с членами АСЕАН. Президент Торгово-промышленной палаты Филиппин Майкл Раубер заявил, что по этой и ряду других сопутствующих причин, к примеру, бизнесмены из КНР теперь ориентируются не на филиппинских партнёров, а на Вьетнам и других членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.
По информации местных СМИ, он заявил, что для исправления негативной ситуации необходимо провести налоговую реформу, которая должна стать приоритетом для правительства Филиппин. По его мнению, на ухудшение национальных показателей» оказал влияние слишком медленный темп экономических реформ и неблагоприятный налоговый климат».
Президент филиппинской ТПП также указал, что «правительство имеет ограниченное время, чтобы утвердить экономические и налоговые реформы. Если мы не будем решать этот вопрос сейчас, то иностранные компании будут стремиться во Вьетнам, а не к нам. Мы должны стимулировать европейский бизнес инвестировать в Филиппины. Мы также работаем в тесном сотрудничестве с филиппинскими экспортерами не только в Европе, но в других странах».
Филиппинской налоговой системе мешает структурная запутанность, так как имеющиеся в наличии 211 специальных законов, призванных стимулировать предпринимателей, не до конца понятны даже самим местным юристам, не говоря уже об иностранных компаниях, желающих прийти на филиппинский рынок. Это мешает инвесторам оценить возможную прибыль от своих проектов, запущенных на Филиппинах.
Для устранения этого препятствия, собственно, и необходима новая налоговая реформа, включающая в себя более внятную картину по налоговым каникулам, дальнейшее освобождение от пошлин на ввоз оборудования, оптимизацию ставки на добавленную стоимость и т.п. Именно ясность в налоговой сфере позволит Филиппинам повысить свою конкурентоспособность на фоне более успешных партнёров по АСЕАН.
Этот сюжет говорит о том, насколько оперативно реагируют местные власти в ряде стран Азии на текущую обстановку, чтобы не допустить пусть даже временного сбоя в развитии собственных экономик, который может далеко и надолго отбросить национальный бизнес от наиболее выгодных международных контрактов, инвестиций, проектов.
Россия, нацеленная на стратегическое сотрудничество с Азией, должна не менее оперативно фиксировать любые изменения в азиатской экономической конъюнктуре, чтобы не стоять в этой части света, что называется, с протянутой рукой, а настойчиво идти вперёд, становясь сильным конкурентом и реальным игроком на местных рынках. В том числе на Филиппинах, где российские позиции в принципе можно бы и усилить, не ориентируясь только на туризм и традиционное сотрудничество в энергетической сфере.
Виталий Монкевич,
президент РАСПП