На этой неделе мы поговорили с Ильей Паршиным–генеральным директором Учи.ру. Учи.ру — образовательная онлайн-платформа, основанная в 2012 году, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Учи.ру раскрывает потенциал каждого ребенка. Платформа анализирует действия каждого ученика и на основе данных подбирает персональные задания, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию. В апреле 2020 года число учащихся - пользователей платформы в России и за рубежом составило более 11 миллионов человек (В России - 8 млн школьников, в странах БРИКС, Индонезии и Вьетнаме - более 2 млн, в США - более 1 млн), , не считая учителей и родителей, которые так же пользуются Учи.ру. Кроме России, сервис работает в США, Канаде, Китае, Индии, ЮАР, Бразилии, Вьетнаме и Индонезии.
Несомненно, пандемия создала новую волну спроса на образование онлайн-формата. Как коронавирус изменил «Учи.ру», насколько усилился прирост новых посетителей?
Интерес к EdTech и рост отрасли онлайн-образования наблюдался еще до пандемии. Сложившаяся ситуация с карантином лишь ускорила этот мощный долгосрочный тренд.
Востребованность образовательных продуктов Учи.ру сильно выросла за последний месяц. Одновременно на сайте могли находиться более 220 тысяч человек, а число уникальных пользователей превысило 3 млн человек в день. Это в шесть раз больше, чем было до карантина.
Число зарегистрированных школьников выросло с 4,5 до 8 млн, родителей - с 2,5 до 3,5 млн, учителей - с 250 до 350 тыс.
По итогам апреля Учи.ру заняла второе место среди самых посещаемых образовательных сайтов мира - по данным крупнейшего аналитического портала SimilarWeb. А также заняла 11-е место среди абсолютно всех категорий сайтов России, опередив Википедию и уступив лишь таким традиционно посещаемым проектам, как соцсети и поисковики. Количество визитов на сайт Учи.ру в течение апреля 2020 г. составило 109,4 млн.
Платформа SimilarWeb считается мировым лидером в сфере web-аналитики: ее рейтинги интернет-ресурсов - в числе наиболее представительных и авторитетных международных исследований. Рейтинг SimilarWeb учитывает такие показатели, как среднее время, проведенное пользователями на сайте, посещаемость, а также другие метрики, свидетельствующие о качестве и популярности онлайн-ресурсов.
Какие новые проекты внедрил Учи.ру в период всемирного карантина?
Ресурсы Учи.ру, в том числе бесплатные продукты для школ, учителей и школьных занятий с учителем были доступны и до пандемии, но в период карантина мы увеличили их количество, запустив ряд новых решений для полноценного дистанционного обучения российских школьников. Например, новый сервис «Виртуальный класс» помогает обеспечить проведение индивидуального и группового онлайн-уроков с видео. Учителя и ученики могут видеть и слышать друг друга, педагог может демонстрировать детям документы, презентации, электронные учебники, использовать виртуальные маркер и указку.
Большая часть пользователей воспользовалась нашими новыми бесплатными сервисами, разработанными специально для дистанционного образования. Например, на сегодняшний день 110 000 учителей провели около 810 000 уроков в виртуальном классе, на которых занималось более 2,5 млн школьников. В день дети выполняли по 800 000 интерактивных домашних заданий и 100 000 проверочных работ.
Кроме того, Учи.ру проводит открытыеонлайн-трансляции уроковдля 1-8 классов, каждый день с понедельника по пятницу. Их уже посмотрели более 7 млн раз.
Среди других новых бесплатных возможностей -вебинарыдля учителей и администрации школ, где обсуждаются организационные, методические и психологические аспекты дистанционного обучения. Для родителей запущенасерия онлайн-встречс участием авторов издательства «Альпина.Дети», холдингом «Эксмо-АСТ», где можно обсудить вопросы педагогики, воспитания и всестороннего развития детей.
Насколько известно, «Учи.ру» вопреки неблагоприятной экономической ситуации, наоборот расширяется и развивает свои направления. Какие основные инвестиции Вы делаете и во что?
Общие инвестиции Учи.ру в разработку продуктов и сервисов для дистанционного обучения, поддержку пользователей составят 500 млн рублей в течение полугода с начала карантина при условии, что текущий спрос на продукты для дистанционного обучения сохранится или будет расти.
Открыть доступ к своим решениям и бросить силы на разработку новых бесплатных продуктов, способных помочь в условиях пандемии - это нормальные, адекватные меры любого социально ответственного бизнеса. Учитывая, что до карантина с нами занимались миллионы учеников и сотни тысяч учителей, для нас было особенно важно поддержать их в такой ситуации.
В связи с пандемией у людей меняется спрос на те или иные продукты, в том числе и информационные. Как изменилась аудитория Учи.ру за это время?
Сложившаяся ситуация - это возможность на волне растущего спроса показать свой продукт всем - даже той аудитории, которая изначально была настроена несколько настороженно. Пользователи знакомятся с онлайн-форматом, большинство открывает дистанционное и онлайн-образование для себя впервые. Да, сейчас многие сервисы востребованы в силу обстоятельств. В конечном же счете аудиторию сохранят те, кто сумел быстро адаптироваться и предложить качественный продукт. Если аудитория останется и после карантина, для компаний это будет лучшим и самым объективным показателем высокого качества продукта.
Что побудило Вас выходить на рынок Азии? В чем специфика работы с этими странами?
Как такового единого механизма и правил для выхода на азиатский или другой рынок нет, в каждой стране мы изучаем ситуацию, стандарты, общаемся с местными школами, родителями. Если мы понимаем, что паттерны поведения пользователей похожи на те, которые мы привыкли видеть в своей стране, и тот образовательный контент, который мы предлагаем - интересен, то можем принять решение о работе с этим рынком.
Мы понимаем, что при всей кажущейся схожести - рынки очень разные. Например, в Индонезии мы наблюдаем более 90% трафика с мобильных устройств, в Индии - порядка 55%. Нужно существенно перестраивать модели продвижения и распространения продуктов, адаптировать контент под новые форматы потребления.
Как членство в РАСПП помогает российским и азиатским компаниям? Чем оно помогло Учи.ру?
При работе с любым зарубежным рынком - и со странами Азии в том числе - важно иметь представление об особенностях и локальной специфике. В связи с этим наличие площадки для общения с представителями из разных стран играет большую роль в установлении международных контактов.
Учи.ру уже не первый год сотрудничает с РАСПП и принимает участие в мероприятиях, связанных с образованием и развитием новых технологий. Так, например, по приглашению РАСПП офис Учи.ру посещала делегация представителей департамента образования Провинции Гуандун (КНР), после чего был организован ответный визит делегации Учи.ру в г. Гуанчжоу.