За последние годы китайский турпоток в Россию существенно вырос и превысил 2 млн. человек в год. Китайские туристы активно посещают Россию, и все чаще совершают покупки. В этом обзоре мы проведем классификацию типов китайских туристов и дадим свои рекомендации, как их привлечь.
Тип 1: Организованные группы
Самый многочисленный тип. Порядка 80-85% от всего китайского турпотока приходится на групповые туры. Наибольшей популярностью пользуются 5-7 дневные туры в Москву и Санкт-Петербург. В составе такой группы, как правило, 40-50 человек, перемещаются на больших туристических автобусах, останавливаются в отелях 3, реже 4 звезды. Средний возраст участников таких туров 50-65 лет. Средний бюджет на поездку - $800-1000, из которых $600 приходится на путевку, включающую в себя перелеты, проживание, трансфер, питание, и лишь $200-400 на покупки. Это «эконом-класс» туристов, которые покупают туры, прежде всего, исходя из их стоимости. Однако, за счет объема, такие группы интересны отелям, транспортным компаниям, а также культурным объектам и магазинам сувениров.
Тип 2: Полу-самостоятельные туристы
Предпочитают покупку путевки в Россию с более свободной организацией времени отдыха, которая предусматривает как групповые экскурсии, так и личное время, которое они могут потратить по своему усмотрению. Это наиболее разношерстная аудитория, возраст которой составляет от 30 до 70 лет, а бюджет на поездку, в среднем, равняется $1500. Доля таких путешественников примерно равна 10%.
Тип 3: Индивидуальные туристы
В эту категорию входят чаще всего миллениалы и представители поколения Х, то есть люди в возрасте 25-40 лет. Они предпочитают самостоятельно планировать свою программу путешествия и ориентируются на крупные китайские сайты-агрегаторы, такие как CTrip.cn и Russia-online.cn. Такие туристы чаще владеют английским языком, поэтому способны обходиться за рубежом без гида. Как правило, они принадлежат к среднему и верхнему среднему классам, поэтому цена для них не так важна, как качество сервиса и впечатления от поездки. Такой тип сам бронирует отели и организует свой досуг, включая шоппинг. Ориентируются они на отзывы в интернете и по специальным туристическим приложениям. Доля таких туристов составляет 5-8%, средний чек на поездку находится в интервале $2000-3000.
Тип 4: Бизнес-туристы
В эту категорию входят люди, посещающие Россию с деловыми целями. Как правило, первая половина их дня занята переговорами, а вторая посвящается отдыху. В основном, это также групповые поездки, размер делегации составляет от 5 до 30 человек. Такие туристы предпочитают высокий уровень сервиса и останавливаются в 4- и 5-звездочных отелях. Особой популярностью пользуются Метрополь, Swissotel, а также Holiday Inn «Сокольники» и Radisson «Украина». Эти туристы являются самыми «лакомыми» для российского ритейла и ресторанного бизнеса, поскольку их средний бюджет на поездку составляет $4000-5000, однако, доля деловых туристов из Китая в общем турпотоке, составляет около 1%.
Второй критерий для классификации туристов – это цели визита и преимущественные формы проведения досуга. Ниже мы рассмотрим, что привлекает китайских туристов в России:
1. Культурно-познавательный туризм. Это наиболее популярная цель визита в Россию для китайских туристов, особенно среди людей предпенсионного и пенсионного возраста. Люди путешествуют с целью посмотреть на культовые российские достопримечательности: Красную площадь и Кремль, Дворцовую площадь и Эрмитаж, Арбат и Невский проспект, Воробьевы горы, Парк Победы и ВДНХ. Важно, что храмы не очень популярны, так как им они кажутся похожими друг на друга. Исключения составляют уникальные архитектурные сооружения, такие как Казанский и Исакиевский соборы, которые отличаются от традиционных российских церквей.
1.1. Красные маршруты. Это разновидность первого типа, в котором посещаются места, важные для развития коммунистического движения. Особо популярны Мавзолей, музей VI съезда КПК в Московской области, Новодевичье кладбище и могила Ван Миня, Горки Ленинские, крейсер Аврора в Санкт-Петербурге, достопримечательности Ульяновска и Казани.
2. Событийный туризм – посещение особо важных мероприятий. Примером тому может послужить Чемпионат мира по футболу 2018 года в России, который посетило свыше 223 тысяч туристов из Поднебесной. Гости из Китая стали самой многочисленной группой из стран дальнего зарубежья.
3. Шоппинг туризм. Как мы писали ранее, китайские туристы весьма неравнодушны к покупкам. Больше всего их привлекает янтарь, косметика, ювелирные изделия и люксовые товары.
4. Приключенческий туризм. Это растущее и набирающее популярность направление. Здесь также собирается весьма разношерстная публика. Это и любители военных туров, которые включают в себя посещение парков «Алабино» и «Патриот» с возможностью пострелять и покататься на бронетехнике, и любители экстремальных видов отдыха, включая визиты в Мурманск и охоту на «Северное сияние», и визиты на Байкал, и охотно-рыболовные туры. Такой тип отдыха предпочитает более молодая и состоятельная публика, возраст аудитории здесь 25-45 лет, средний бюджет также существенно выше и достигает $2000-3000.
Как можно заметить, на текущий момент Россию посещают, в основном, туристы из среднего и ниже сегментов, что влияет на объем их трат. Россия недостаточно эффективно реализует потенциал китайского туризма - страна может принимать в год порядка 10 млн. человек, а по факту их приезжает почти в 5 раз меньше. Стратегические точки роста – уникальные программы военного, природно-экологического туризма, шоппинг- и гастро-туры с индивидуальным подходом. Однако, привлечение индивидуальных туристов требует продвижения на тех ресурсах, которыми они пользуются, в первую очередь CTrip и Russia-online.
РАСПП оказывает консультации по привлечению групп китайских туристов и готов ответить на все имеющиеся вопросы, которые вы можете задать через форму обратной связи или же связаться с Натальей Сапуновой по телефону +7 (963) 963-83-63, а также по электронной почте business@raspp.ru