Эксклюзивное интервью Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей с Полномочным министром, Советником по торгово-экономическим вопросам Посольства КНР в РФ (2010-2013) г-ном Лин Цзи / – Прежде всего, уважаемый господин Полномочный министр, разрешите поздравить Вас с назначением на новый высокий государственный пост...
Эксклюзивное интервью Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей с Полномочным министром, Советником по торгово-экономическим вопросам Посольства КНР в РФ (2010-2013) г-ном Лин Цзи
– Прежде всего, уважаемый господин Полномочный министр, разрешите поздравить Вас с назначением на новый высокий государственный пост в Министерстве коммерции КНР, что является наглядной оценкой результатов Вашей работы в России. Пожалуйста, расскажите членам Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), а также нашим партнёрам и читателям сайта «РАСПП-Новости», о достижениях за время Вашей работы в сфере двусторонних торгово-экономических отношений, и о том, чего хотелось бы достичь в ближайшем будущем.
– Большое спасибо за поздравление и спасибо за вопрос. Я завершаю свой срок работы в Российской Федерации, отработав здесь три года. За эти годы наши отношения – особенно их торгово-экономическая составляющая – пережили достаточно непростые времена. Поскольку ваша страна и наша страна находились в сложной финансовой, кризисной ситуации, то мировой кризис естественным образом сказался и на ведении бизнеса.
Поэтому, когда я приехал в Москву, моей первой задачей было именно налаживание активного делового сотрудничества для того, чтобы преодолевать эти кризисные явления. Хочу отметить, что мы стараемся развивать не только торгово-экономические отношения, но также производственную кооперацию, инвестиционную деятельность, что, безусловно, сближает наш бизнес и нашу экономику.
За три года нам удалось сделать много. Особенно в сфере развития китайских инвестиционных проектов на российском рынке, в рамках российской экономики. За эти годы также активно и динамично развивался финансовый сектор; в частности, сейчас уже четыре самых крупных китайских банка открыли в России свои филиалы. Этот факт демонстрирует привлекательность российского бизнеса и российской экономики.
Здесь можно назвать много и других интересных проектов. За тот же период подписан очень крупный проект по нефтепроводам и крупным поставкам нефтепродуктов, также реализуется крупный проект по переработке древесины, в области автомобильной промышленности, по строительству цементных заводов. В том числе, в Челябинске у нас было налажено производство рельсов для высокоскоростных дорог РЖД.
Много интересного происходит между китайским и российским бизнес-сообществами. Для меня, самое существенное достижение, это как раз сближение нашего бизнеса, которое находит отражение в различных действующих проектах. Несмотря на сложные финансово-экономические условия, хочу сказать, что китайско-российская торговля уверенно лидирует: во внешнеторговых показателях РФ наши инвестиции стоят уже на четвёртом месте среди тех стран, которые вкладывают деньги в российскую экономику.
Поэтому прошедшие три года можно считать наиболее активным периодом китайско-российским сотрудничества. В целом мы добились тех рубежей и показателей, которые были намечены ранее и даже по некоторым параметрам их перевыполнили. Показательно, что есть у нас даже совместный авиастроительный проект: это разработка тяжёлых вертолётов, которая будет осуществляться на территории КНР.
В дальнейшем мы будем прилагать усилия по привлечению российских инвестиций и в нашу экономику, а также технологий и товаров, которые мы рады видеть на нашем китайском рынке.
– Какие проблемы Вы считаете наиболее сложными в деле дальнейшего развития нашего торгово-экономического партнёрства? Можно ли преодолеть такие проблемы как техническое регулирование и несоответствие отдельных законодательных норм, что является препятствием не только для более активной торговли между нашими странами, но также развития мелкого и среднего бизнеса?
– Самый сложный момент для китайского бизнеса в России – это недостаточное информационное обеспечение наших компаний, готовых работать здесь. Поскольку в РФ за последние годы происходят очень большие изменения и в сфере экономики, и в сфере административного управления, и в бизнесе, то китайские компании не всегда владеют необходимой информацией для работы. И это несколько тормозит процесс сотрудничества.
Я думаю, что мы должны прилагать максимум усилий для того, чтобы создать площадки по налаживанию наиболее эффективного взаимодействия нашего бизнеса. Это самый сложный, на сегодняшний день, момент, но мы идём к улучшению ситуации в этом вопросе.
Что касается технологических барьеров, то они существуют в каждой стране, с ними сталкиваются, в том числе, и российские компании на территории Китая, и китайские компании на территории России. Россия – это быстрорастущая экономика. И после присоединения к ВТО, и в ходе динамичной интеграции в рамках Таможенного союза на постсоветском пространстве формируются новые экономические условия, и соответственно, оптимизируется законодательство, включая нормативные акты и технические регламенты. Всё это меняется очень быстро, поэтому всегда проявляется какое-то несоответствие.
Но эти проблемы преодолимы, и наша задача состоит в создании максимально благоприятных условий для их решения. Чтобы происходило как можно больше контактов между нашим бизнесом, чтобы росло бизнес-сотрудничество, развивались новые возможности. Считаю, что в дальнейшем мы, с нашими российскими партнёрами, должны прилагать конкретные усилия в этом направлении.
– Здесь как раз мог бы помочь Русско-Азиатский Союз, так как мы в достаточной степени владеем необходимой информацией, в том числе в плане того, что касается вопроса подъёма авторитета китайских компаний в РФ. Каким Вы видите потенциал российских регионов, желающих осуществлять взаимодействие с провинциями КНР? Все ли субъекты РФ интересны китайской стороне в экономическом и инвестиционном отношении, и на какие из них планируется выйти в ближайшее время?
– Я могу сказать, что сейчас всё больше и больше регионов РФ проявляют активность в направлении Китая, в самых разных сферах. Прежде всего, это экономическое и инвестиционное сотрудничество, а также туристические возможности. Безусловно, мы придаём большое значение развитию наших межрегиональных связей. И первая задача на этом пути, – чтобы это сотрудничество носило более деловой, экономический характер.
По нашей информации, около 80 процентов российских регионов имеют своих партнёров в Китае, и это очень серьёзная цифра. Ведь для того чтобы поддерживать и налаживать эти контакты, мы прилагаем большие усилия, оказывая практическое содействие многим российским регионам по выходу на китайский рынок. Точно так же китайские провинции или города выходят на российские регионы, со своими экономическими возможностями.
Действительно, в рамках межрегионального сотрудничества развивается много интересных и крупных проектов, в том числе местные проекты и проекты, касающиеся малого бизнеса. Во многих случаях российские и китайские местные администрации находятся в очень тесных рабочих контактах. Например, в Санкт-Петербурге существует проект «Балтийская жемчужина», исполнение и реализация которого находится под постоянным контролем петербургской администрации и муниципалитета г. Шанхай. Это один из характерных примеров развития нашего регионального сотрудничества.
В целом, межрегиональное сотрудничество – это очень перспективное направление, и если мы будем прилагать ещё больше усилий для взаимодействия наших регионов, то наше торгово-экономическое сотрудничество станет не только привлекательным, но и более результативным.
– Каким путём, по Вашему мнению, может быть улучшен авторитет китайских бизнесменов среди россиян и какую роль могут сыграть в этом вопросе такие организации как Русско-Азиатский Союз? Что бы Вы хотели пожелать членам Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей?
– Я считаю, что сейчас настало время, чтобы поднять авторитет, репутацию китайского бизнеса в России. Так как в суммарных объёмах китайский бизнес расширяет свою деятельность в России. Прежде всего, китайские бизнесмены должны установить хорошие отношения с исполнительными органами вашей страны, знать, куда им можно обращаться с текущими вопросами и просьбами, как решать повседневные проблемы.
Я сам пытался налаживать такой диалог с федеральными органами исполнительной власти, которые имеют прямое отношение к вопросам развития бизнеса, в том числе таможенными, налоговыми органами и так далее. Думаю, что и в вопросах налаживания диалога китайских компаний с российскими исполнительными структурами РАСПП мог бы оказать нам содействие.
В том числе, Русско-Азиатский союз может нам помочь в развитии широких контактов с российскими регионами, так как возможности для развития имеются не только в Москве и Санкт-Петербурге.
Вторым пунктом здесь мог бы стать юридический консалтинг, по условиям ведения китайскими компаниями бизнеса в России. Я думаю, что в этом плане РАСПП мог бы также оказывать им услуги, в том числе в сфере инвестиционных проектов. Эти услуги нам очень необходимы.
И третьим пунктом вашей помощи я бы назвал создание необходимых отраслевых площадок, для продуктивного общения и контактов. Это хорошее дело, работающее на благо нашего бизнеса. В будущем, я с большим удовольствием хотел бы видеть эти отраслевые и секционные контакты, что очень важно для наших промышленников.
– В последние дни в России, в том числе в предпринимательской среде, приковано большое внимание к Пленуму КПК, который проходит в Пекине. Как Вы считаете, какие наиболее важные экономические решения будут приняты на Пленуме?
– В данный момент мы ожидаем итоговых документов Пленума, которые будут опубликованы в ближайшее время. Хочу отметить устремление страны к реформам, в том числе в плане структуры, технологий. Китай должен стать более открытой страной не только для иностранного бизнеса, но и в плане создания справедливых условий деятельности для среднего и малого бизнеса.
К сожалению, на сегодняшний день разные субъекты деятельности находятся в разных условиях. Их развитие должно быть равным и справедливым, и Правительство стремится к созданию таких условий, чтобы и государственные, и частные структуры чувствовали себя одинаково комфортно, не ощущали себя обиженными ни в чём.
В ближайшие годы должна пройти и финансовая реформа, это важно для открытости китайской экономики, мы ожидаем поэтапной стабилизации финансовой структуры. Необходимо учитывать, что по общему объёму китайская экономика занимает второе место в мире, поэтому стране необходима оптимальная финансовая структура, которая позволит стабильно работать и развивать сотрудничество со всеми странами.
– Г-н Лин Цзи, большое спасибо за подробное интервью. Мы убеждены, что наше сотрудничество на благо развития российско-китайского партнёрства будет продолжаться, в том числе, и с Вашей помощью, и выйдет на новый уровень.
Беседовал Г.П. Трофимчук