Китай – второй крупнейший импортер мира после США в денежном выражении, который в скором времени может стать первым. Рост среднего класса, рост реальных доходов населения, продолжение урбанизации – все это провоцирует как рост ВВП, так и рост потребления и импорта. Однако порог входа на рынок Китая достаточно высок, поэтому нужно правильно выбрать свою нишу. В это статье мы поделимся нашим 10-летним опытом и подскажем, на что стоит обратить внимание в первую очередь.
Для начала ответим на вопрос, почему Китай?
- Во-первых, санкции и противостояние с Западом означают, что нам и нашим товарам там особо не рады. В то же время политическое сотрудничество с Китаем приводит к конкретным KPI у китайских чиновников на сотрудничество с Россией. В итоге, нас в Китае слушают и ждут.
- Во-вторых, российский экспорт в Китай в физическом выражении непрерывно растет вот уже с 2015 года. Правда, по данным за первые 8 месяцев 2020 года российский экспорт сократился на 5,2% до $37,53 млрд, но при этом мы видим постепенное изменение структуры экспорта и рост доли сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, продуктов химической промышленности.
- В-третьих, Китай на государственном уровне занимается не только поддержкой экспорта, но и стимулированием импорта. В частности, Международное импортное экспо в Шанхае – это как раз символ меняющегося Китая, который становится более открыт для импорта.
Китайский рынок, однако, это не только большой объем, но и высокая конкуренция. Здесь нужно бороться с ведущими западными и китайскими компаниями, у которых большие маркетинговые бюджеты, большие компетенции по рынку и большие ресурсы, поэтому нужно действовать более точечно и грамотно выбирать стратегию. Для это нужно в начале понять, какие же продукты наиболее актуальны для экспорта на китайский рынок на сегодняшний день?
В первую очередь, таковыми являются природные ресурсы и сырье, а именно нефть, минеральное топливо и необработанная сибирская древесина. Ввиду богатства России полезными ископаемыми и одновременном их дефиците в Китае, эта статья российского экспорта является наиболее значимой в экономических отношениях двух стран на протяжении долгого времени. Так, за 2019 г. объем экспорта товара «минеральное топливо» составил 70%, а древесины 6,3%.
Благодаря новым проектам таким как Ямал СПГ, Сила Сибири и планируем Арктик-СПГ-2 и Сила Сибири-2 объем экспорта нефти и газа растет с каждым годом, однако падение цены на нефть снизила объем сырьевого экспорта в стоимостном выражении.
Значительными остаются цифры несырьевого экспорта. Главный продукт питания для экспорта в Китай – это рыба и морепродукты. По данным пресс-службы Российского экспортного центра, несырьевой неэнергетический экспорт в Китай увеличился в январе на 46%. Российский экспорт рыбы и морепродуктов в начале 2020 г. составил $155 млн, то есть вырос на 25,5%.
Что же может представлять наибольший интерес на фоне уже имеющегося опыта поставок российской продукции и стремительного развития Китая за последние несколько лет?
Первая точка роста российского экспорта в Китай – это продовольствие и продукты питания. В их число входят: шоколад, мёд, кондитерские изделия, масла, сельхозпродукция. Из российских кондитерских изделий, представленных на китайском рынке, широкое распространение получили продукция марок «Красный Октябрь» и «Акконд». Раньше наши продукты питания не были популярны в Китае, но прицельная работа наших экспортеров с 2015 года переломила тренд. В итоге по данным ГТУ Китая, за первые пять месяцев 2020 года экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов из РФ в Китай вырос на 1/4 и составил 1,8 миллиарда долларов. В 2020 году Китай уже стал крупнейшим покупателем российских продуктов питания — сумма закупок превышает $2 млрд. Стоит отметить, что российские сладости пользуются в Китае успехом.
Вторая точка роста – российские непродовольственные эко-товары. К ним относятся средства ухода, косметические и парфюмерные средства. С увеличением количества населения и развития страны, люди все больше обращают внимания на качество покупаемых товаров. Именно российские производители привлекают экологичностью и натуральностью своих продуктов, а соответственно и высоким уровнем качества при более низкой цене, чем у европейских и корейских аналогов.
Начиная с 2018 года в Китай поставляются косметические средства брендов «Dakaitaowa» российской компании ООО «Русский экспорт». За период с января по июнь 2017 года экспорт парфюмерных, косметических и туалетных средств российского производства вырос на 46% по сравнению с тем же периодом 2016 года и составил $295,1 млн. Показатели 2019 года так же отражают положительную тенденцию в поставках данного типа товаров: их объем вырос в 3 раза по сравнению с тем же периодом 2018 года, составив $2 млн.
Заметна тенденция к росту экспорта российского мыла и чистящих средств: в 2019 г. сумма составила свыше $6 млн. по сравнению с $1,3 млн. в 2018 г., что может означать рост интереса к экспорту подобных товаров на китайский рынок и будет перспективным направлением в товарообороте двух государств.
Другая точка роста – специализированная продукция медицинской промышленности и средств реабилитации. Моторика уже добилась успеха в Китае, компания «Ортомода» также кратно наращивает свои поставки в Китай. На этот рынок выходят российские производители экзосклететов и другой специальной продукции для реабилитации и для маломобильных граждан.
Вообще высокотехнологическая продукция – это новая точка роста для бизнеса с Китаем. Сейчас проходят годы научно-технического и инновационного сотрудничества между Россией и Китаем. Китай сейчас реализует программу Made in China 2025 и активно скупает перспективные технологии за рубежом. Кроме простой продажи технологии Китай – это огромный рынок для технологических решений. В частности, российский проект Uchi.ru активно и успешно работает над онлайн-обучением китайских детей английскому и математике. Экспорт не только товаров, но и услуг – вот новый тренд новой реальности.
Из необычных ниш также можно выделить экспорт предметов полиграфической промышленности, например, печатных книг и газет. Удивительно, но эта категория стала одной из самых быстрорастущих. Российский экспорт вырос с $13,9 млн. в 2018 году до $68,6 млн. в 2019 году. Несмотря на пандемию COVID-19, объем российского экспорта в Китай в физическом выражении продолжает расти. РАСПП вот уже 10 лет помогает российским экспортерам выходить на рынок Китая и системно подходить к организации продаж и маркетинга в Поднебесной. Мы поможем провести исследование рынка, открыть представительство в Китае и найти партнеров и дистрибьюторов для начала реальных продаж.
РАСПП регулярно консультирует российский бизнес по вопросам экспорта в Китай.
Для получения консультации оставьте заявку на сайте (форма "задать вопрос" в правой части страницы), напишите на почту business@raspp.ru или позвоните по номеру +7-963-963-8363. Вам ответит Наталья Сапунова, руководитель департамента торгово-экономического сотрудничества РАСПП.
Желаем успешного экспорта!