«Доверяй, но проверяй», — этому нас учит народная мудрость, и она вполне применима к бизнес-реалиям. При работе с китайскими компаниями крайне важно стараться свести к минимуму все риски. Другой язык, другие юрисдикция, законодательство, процессы регистрации и нормы документооборота, другой менталитет — все это только увеличивает сложности коммуникации и барьеры в понимании бизнеса партнера.
Контроль и точность действий на всех этапах — один из важнейших залогов успеха при ведении бизнеса с китайскими контрагентами.
Существует 2 подхода к проверке контрагента в Китае: удаленный по базам и личный аудит производства. Каждый из методов решает свои задачи, и не всегда личный визит обязателен. Однако мы рекомендуем использовать эти методы в комплексе для достижения наилучшего результата и безопасности вашего бизнеса.
1. Проверка по электронным базам
Первое, что нужно сделать, — запросить у компании уставные документы. Следует обратить внимание на уставной капитал, срок и место регистрации, сверить название компании, узнать, как зовут директора.
Также потребуется связаться с налоговыми органами в Китае и локальной торгово-промышленной палатой. Там можно найти ответы на основные вопросы (реально ли существует такая компания, как давно она зарегистрирована и т. д.) и проверить подлинность предоставленных документов.
Проводить эти манипуляции самостоятельно весьма долго и трудозатратно. Если вы не владеете китайским языком, процесс растянется на еще более длительный срок либо потребует найма переводчика. К тому же, нет никаких гарантий, что такое самостоятельное «расследование» приведет к желаемому результату.
Чтобы сэкономить время и деньги, обратитесь за помощью к профессионалам. Специалисты РАСПП в кратчайшие сроки проведут проверку контрагента по открытым и закрытым базам и предоставят полный отчет.
2. Выездная инспекция производства в Китае
Если вы не общались со своим поставщиком лично и не видели производства, у вас никогда нет гарантий, что оно соответствует картинкам и предоставленной информации. Каждый китайский производитель уверяет, что у него есть собственный отдел разработок, инженеры, профессиональные швеи и конструкторское бюро, но на деле может оказаться, что все это — один человек.
Нередки случаи, когда за стенами роскошного офиса вместо огромных цехов и современных линий сборки товаров обнаруживались полузаброшенные ангары с 2-3 работками и ржавым оборудованием. Это автоматически сказывается на качестве товаров и сроке поставок, а также может вызвать дополнительные проблемы с лицензиями, сертификатами и пр.
Кроме того, зачастую недостаточно просто увидеть производство — важно детально и грамотно расспросить менеджеров, а также лично познакомиться с директором фабрики, предварительно убедившись, что этот человек является тем, кем его вам представили. Многие трейдинговые агентства и посредники договариваются с фабриками о проведении «экскурсии» на производствах под видом руководства. Во-первых, вы уже работаете не напрямую с поставщиком, а это подразумевает наценку, во-вторых, нет гарантий, что в итоге поставка будет осуществлена именно с этой фабрики, в-третьих, вы начинаете сотрудничество с обмана.
Вывести недобросовестных поставщиков и посредников на чистую воду — не такой уж и простой процесс. Необходимо иметь опыт, выдержку и четко знать, как и что спрашивать. Лучше доверить такую работу профессионалам.
Наконец, нужно четко сопоставлять свой заказ с производственной базой поставщика: часто китайские заводы берут заказ полностью, а потом половину отдают на субподряд другим компаниями — и тут начинаются проблемы: с качеством, со сроками, с формой оплаты и другими важными аспектами закупки.
Проверять фабрики на благонадежность нужно обязательно, нельзя размещать заказ у первой подвернувшейся фабрики, особенно если речь идет о крупной партии. Выполнение объемов поставки, качество товаров и сроки будут напрямую зависеть от выстроенной с партнерами коммуникации. Лучше контролировать процесс внутри Китая, чтобы маленькие недопонимания не выливались в огромное количество неточностей.
Ошибки и сбои бывают у всех, поэтому важно следить за ходом дела на всех стадиях. Если отношения изначально построены правильно, то все конфликты можно цивилизованно разрешить, если нет — китайские поставщики могут просто умыть руки, оставив вас ни с чем.
РАСПП более 13 лет помогает российским предпринимателям налаживать бизнес с азиатскими странами, а также вести работу в максимально прозрачном формате для обеих сторон. Если у вас остались вопросы, вы можете задать их нашим специалистам.
Оставить заявку на бесплатную консультацию можно через форму обратной связи на сайте («Задать вопрос» в правой части страницы), по почте business@raspp.ru или по телефону +7-963-963-8363. Вам поможет Наталья Сапунова, руководитель Департамента по работе со стратегическими партнерами РАСПП.